В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении ЗАТО г. Североморск «Детском саду № 47» функционируют 2 группы компенсирующей направленности (одна группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, другая – для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием), в которых образовательная деятельность осуществляется по адаптированным образовательным программам дошкольного образования:
- в компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Адаптированная основная образовательная программа разработана с учетом «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
- в компенсирующей группе для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием Адаптированная основная образовательная программа разработана с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения).
Для реализации данных программ в учреждении созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 47 обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению (группа компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) наличие и применение на практике:
- зрительного тренажера В.Ф. Базарного;
- наклонных досок (при сходящемся косоглазии);
- таблицы для восстановления зрения;
- зрительных ориентиров и тренажёров (таблицы по Шулье, по Мехту);
- индивидуальных зрительных тренажеров;
- стендовых тренингов для глаз;
- зрительных указкок;
- картотеки коррекционных физкультминуток на развитие окологлазных мышц, глазодвигательных функций, на релаксацию;
- комплексов упражнений на коррекцию зрения (гимнастики для глаз, массаж век);
- тактильных дощечек;
- пособий для ориентировки в микропространстве;
- тактильных книг для слабовидящих детей;
- печатных материалов с крупным шрифтом и рисунками;
- аудиофайлов;
- пальчиковых игр, картотек пальчиковой гимнастики, шнуровок, заданий на штриховку, су-джок и др.
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по речи (группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи) наличие и применение на практике:
- комплексов специальных упражнений дыхательной и звуковой гимнастики;
- опорных картинок и таблиц для обучения детей составлению описательных рассказов;
- коррекционно-развивающих игр и упражнений с лексическим содержанием, которые повышают речевую мотивацию и способствуют активизации необходимых звуков;
- тематических альбомов, предметных и сюжетных картинок;
- пальчиковых игр, картотеки пальчиковой гимнастики, шнуровок, заданий на штриховку, су-джок и др.
- логопедических игр с мячом;
- картотек песенок и потешек в сочетании с движениями.
Для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание Учреждения введены штатные единицы следующих специалистов:
- учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог – для детей с нарушениями зрения (слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
- учитель-логопед, педагог-психолог – для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Помимо педагогических кадров для работы с детьми, посещающими компенсирующую группу для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, в штат введены медицинские работники: врач-офтальмолог и медсестра-ортоптистка. Медицинская сестра осуществляет работу на специальных аппаратах для лечения, коррекции зрения (по показаниям) по назначению врача-офтальмолога.
Кабинет по коррекции зрения оснащен: аппаратами для коррекции зрения (аппарат «Атос» (1 шт.), аппарат лазерный ЛОТ-1 (1 шт.), аппарат «Ручеек» (1 шт.), макулостимулятор КЭМ (1 шт.), электростимулятор ЭСОФИ-01 (1 шт.); компьютером, специальными компьютерными программами по коррекции зрения; дидактическими, коррекционно-развивающими играми, зрительными тренажёрами; наглядным и раздаточным материалом.
В рамках исполнения государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» при входе на территорию детского сада установлена кнопка вызова персонала учреждения для оказания технической помощи маломобильной группе населения.
- в компенсирующей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Адаптированная основная образовательная программа разработана с учетом «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
- в компенсирующей группе для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием Адаптированная основная образовательная программа разработана с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения).
Для реализации данных программ в учреждении созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 47 обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению (группа компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием) наличие и применение на практике:
- зрительного тренажера В.Ф. Базарного;
- наклонных досок (при сходящемся косоглазии);
- таблицы для восстановления зрения;
- зрительных ориентиров и тренажёров (таблицы по Шулье, по Мехту);
- индивидуальных зрительных тренажеров;
- стендовых тренингов для глаз;
- зрительных указкок;
- картотеки коррекционных физкультминуток на развитие окологлазных мышц, глазодвигательных функций, на релаксацию;
- комплексов упражнений на коррекцию зрения (гимнастики для глаз, массаж век);
- тактильных дощечек;
- пособий для ориентировки в микропространстве;
- тактильных книг для слабовидящих детей;
- печатных материалов с крупным шрифтом и рисунками;
- аудиофайлов;
- пальчиковых игр, картотек пальчиковой гимнастики, шнуровок, заданий на штриховку, су-джок и др.
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по речи (группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи) наличие и применение на практике:
- комплексов специальных упражнений дыхательной и звуковой гимнастики;
- опорных картинок и таблиц для обучения детей составлению описательных рассказов;
- коррекционно-развивающих игр и упражнений с лексическим содержанием, которые повышают речевую мотивацию и способствуют активизации необходимых звуков;
- тематических альбомов, предметных и сюжетных картинок;
- пальчиковых игр, картотеки пальчиковой гимнастики, шнуровок, заданий на штриховку, су-джок и др.
- логопедических игр с мячом;
- картотек песенок и потешек в сочетании с движениями.
Для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности в штатное расписание Учреждения введены штатные единицы следующих специалистов:
- учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог – для детей с нарушениями зрения (слабовидящих, с амблиопией и косоглазием);
- учитель-логопед, педагог-психолог – для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Помимо педагогических кадров для работы с детьми, посещающими компенсирующую группу для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, в штат введены медицинские работники: врач-офтальмолог и медсестра-ортоптистка. Медицинская сестра осуществляет работу на специальных аппаратах для лечения, коррекции зрения (по показаниям) по назначению врача-офтальмолога.
Кабинет по коррекции зрения оснащен: аппаратами для коррекции зрения (аппарат «Атос» (1 шт.), аппарат лазерный ЛОТ-1 (1 шт.), аппарат «Ручеек» (1 шт.), макулостимулятор КЭМ (1 шт.), электростимулятор ЭСОФИ-01 (1 шт.); компьютером, специальными компьютерными программами по коррекции зрения; дидактическими, коррекционно-развивающими играми, зрительными тренажёрами; наглядным и раздаточным материалом.
В рамках исполнения государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» при входе на территорию детского сада установлена кнопка вызова персонала учреждения для оказания технической помощи маломобильной группе населения.