Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений» /коррекционно-развивающая работа с детьми, посещающими группу компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием/.
Составитель: учитель-логопед А.Ф. Васильева.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:
● Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
● Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
● Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149)
● Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
● Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года №28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
● Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021) "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
● Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей. 24.11. 2020 ДГ-2210/07
● Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с нарушением зрения
● Устав МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с № 47.
Срок реализации программы – два года. Основной базой рабочей программы являются:
- Рабочая программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с нарушением зрения МБДОУ ЗАТО г.Североморск д/с № 47»;
-Коррекционная «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвёртого вида для детей с нарушением зрения, (раздел «Коррекционная работа в детском саду») под редакцией Л.И. Плаксиной;
-Коррекционные программы дошкольного образования: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение»,2016г.;
Цель программы - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушениями зрения и речи; формирование полисенсорного восприятия, стимулируя остаточное зрение и сохраняя зрительные функции, способствующие своевременному и полноценному личностному развитию, обеспечению эмоциональному благополучию посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Задачи коррекционного обучения.
Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Приоритетным же направлением в логопедической деятельности является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия:
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры), развитее фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, оставляющих звуковою оболочку слова)
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структурыслова).
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с тяжёлыми нарушениямиречи.
4. Формирование грамматического строяречи.
5. Развитие связной речи старшихдошкольников.
6. Развитие коммуникативности, успешности вобщении.
7. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональногоблагополучия.
Программа состоит из следующих разделов:
Целевой раздел – пояснительная записка, цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы, принципы и подходы к формированию рабочей программы, характеристика возрастных особенностей воспитанников старшей группы, планируемые результаты освоения «Программы»: целевые ориентиры.
Содержательный раздел – интеграция образовательных областей в логопедической работе, особенности взаимодействия учителя-логопедас семьями воспитанников, содержание коррекционно-развивающей работы с детьми (направления работы, перспективное планирование)
-Организационный раздел – описание материально-технического обеспечения образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Эффективность коррекционно воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей и специалистов МБДОУ.
В Программе представлены методологические основы коррекционной работы, дана характеристика речи детей с ФН, ФФН и ОНР, проанализированы технологии, используемые в работе учителя-логопеда группы компенсирующей направленности, представлен план сотрудничества субъектов коррекционно - образовательного процесса. Определены особенности организации непосредственно коррекционно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями образования, требованиями СанПиН и спецификой работы в условиях крайнего Севера.
Таким образом, происходит овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует как психологическую готовность ребенка к обучению в школе, так и его социализации.
Рабочая программа учителя-логопеда Васильевой Анастасии Федоровны